Обобщение опыта Амандосовой
Арман Шайсултановны
учителя математики средней школы № 4
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта
образования (ГОСО), овладение обучающимися
системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять
усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной
адаптации, является актуальной. Ключевые компетенции – это требование
государства к качеству личности выпускника средней школы.
Поэтому для реализации
данной программы я взяла педагогическую проблему «Формирование
ключевых компетенций у учащихся при обучении математике через решение
творческих, логических и прикладных задач» .
Цель
Отследить роль творческих, логических и прикладных задач при
формировании ключевых компетенций
учащихся
Тема самообразования
«Изучение и применение
педтехнологий для формирования
ключевых компетенций учащихся на уроках математики»
Цель
сопоставлять педтехнологии и основные ключевые компетенции для
использования при обучении математике.
При
работе над темами опиралась на опыты Окунева Анатолия Арсеньевича «Педтехнология
на основе системы эффективных уроков»,
Хуторского А.В. «Ключевые компетенции: технология конструирования», на
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на
2012-2016 годы.
Из выделенных ГОСОм ключевых компетенций в своей работе я упор делаю на
учебно-познавательную и исследовательскую компетенции.
В начале работы над проблемной темой я провела мониторинг сформированности
у учащихся ключевых компетенций.
Результаты которой оказались невысокими.
Для реализации компетенций я взяла
игровые, проектные технологии и ИКТ.
В среднем
звене делаю акцент на игровые
технологии, где включаю в ходе урока задачи прикладного, логического и творческого характеров.
Результатом
моей работы является сборники.
При создании сборников
преследовала следующие задачи:
Во - первых, применение данного сборника позволит
обеспечить оптимальную насыщенность и высокую эффективность урока;
Во - вторых, сделать
процесс обучения более наглядным и динамичным;
В - третьих, повысить
интерес к предмету.
В «Сборник нестандартных задач», включены:
1.Геометрические задачи с
практическим содержанием
2. Прикладные задачи
3. Старинные задачи
4. Задачи-софизмы
5. Творческие задачи
«Сборниклогических задач» позволяетучителю:
- оценить уровень сформированности логического мышления, интуиции
- применять на уроках в различныхклассах
- применять при подготовке к внеклассным мероприятиям по математике
В «Сборник логических задач » вошли задачи
из книжек –вопросников ЕНТ, сайтов, предметных журналов, методических
пособий .
Данный сборник заинтересует всех учителей, родителей, работающих в направлении развития
логического мышления учащихся.
Для реализации своей проблемы и для того, чтобы сформировать у учащихся личностную, информационную
компетентность, я разработала сборник «Дидактических материалов по математике.
5 класс». Разработала с той целью, чтобы оказать практическую помощь учителю математики.
В сборнике представлены математические диктанты, разноуровневые карточки,
контрольные работы, материал для коррекционной работы, тематические тестовые
задания и самостоятельные работы.
«Сборник заданий ВОУД
по алгебре и геометрии» позволяет учителю:
- оценить уровень знаний
- применять при подготовке к ВОУДу
«Сборнике заданий по основам
наук» позволяет
учителю:
- оценить уровень математических знаний.
Сюда включены задачи :
Элементы статистики и комбинаторики
Реальная математика
Задача на движение,
анализ графика движения
Геометрия
Задачи на проценты
«Сборник заданий конкурса«ПУМА. ГРАНИ МАТЕМАТИКИ»
Цель:
проверить уровень математической грамотности
обучающихся
«ПУМА: Грани
математики» включает в себя 20 заданий, разделённых на три части («Грани»),
каждая из которых имеет свою особенность
в формате подачи материала.
Грань 1 «Применение» включает в себя 5 задач, каждая
из которых содержит два вопроса. Все они имеют
жизненный контекст.
Грань 2 «Конструирование» состоит из 5 задач, к
каждой из которых приведён план решения, необходимый чертёж и множество
вариантов вычислений. Из всех предложенных необходимо выбрать те, которые
соответствуют конкретным пунктам плана.
Грань 3 «Вариативность» включает в себя одну задачу
и пять способов её решения. В каждом из решений
есть пропуск, который обучающийся заполняет самостоятельно.
Проверяемые умения:
• Числа ивеличины
• Арифметические действия
• Работа стекстовой задачей
• Геометрия
• Работа сданными
Я вторично провела мониторинг сформированности у
учащихся ключевых компетенций. В
сравнении этих мониторингов результаты
немного повысились.
Своим материалом я поделилась на Международной
Ярмарке педагогических инноваций «Панорама педагогического опыта», на курсах
повышения квалификации, опубликовалась в Учительском
журнале НЦПК «Өрлеу»,
публиковалась на сайтах, на августовской конференции. Думаю, что мои материалы
используются учителями при подготовке к урокам, факультативным занятиям, к олимпиадам,
конкурсам по математике.